Логин Пароль

Блог

04.03.2013

Достоин ли особого внимания сертификат бизнес-тренера

Руководители компаний или кадровых служб при выборе поставщиков услуг в области обучения и подготовки персонала зачастую в первую очередь интересуются наличием у их сотрудников сертификатов бизнес-тренера. Если таковой имеется в наличии, ответственные лица обычно со спокойной душой заключают договор, считая сертификат безоговорочным свидетельством профессионализма и не обращая внимания на прочие детали. Правы ли они?

Что такой сертификат бизнес-тренера и кто его выдает

Сегодня в России во многих сферах деятельности всё активнее внедряются всевозможные системы добровольной сертификации и саморегулирующие организации. По сути, этот процесс представляет собой делегирование полномочий по контролю деятельности компаний и частных предпринимателей от государственных органов к профессионалам, занятым в данной области. Подход не нов и заимствован из-за рубежа, но, как это обычно бывает, у нас он работает несколько по-другому.

В какой бы сфере деятельности не выдавался сертификат, в первую очередь он представляет собой письменное свидетельство определенного факта (в нашем случае – способности проводить бизнес-тренинги). По умолчанию подразумевается, что выдавал его тот, кто является признанным профи в данной области. При этом сертификат обычно не дает ответ на вопрос: как он удостоверился в квалификации обладателя сертификата? Были ли это трехдневные курсы или полноценное обучение, как и по каким критериям вообще определялся уровень полученных знаний и способность их использования и т.д.

Обучение персонала сегодня относится к тем сферам деятельности, которые обязательной сертификации не подлежат, однако принято считать, что наличие сертификата бизнес-тренера у сотрудников занимающейся этим компании, является свидетельством её высокого уровня. Зачастую ради этого сертификаты и получают даже профессионалы, которые могли бы легко научить чему-то даже тех, кто сертификаты эти выдает. Но кто мы без бумажки?

В связи с вышесказанным, о необходимости наличия у бизнес-тренера «сертификата соответствия» профессии спорят всё реже, рассуждая так: раз все получают – значит и нам надо, а то не будет ни заказов, ни клиентов. При этом о целесообразности и качестве сертификатов среди профессионалов ведутся очень жаркие споры. Виной тому отсутствие на данный момент в стране сложившегося института обучения бизнес-тренеров и общепринятых критериев оценки квалификации, в результате чего блеск свидетельства об окончании некой школы или соответствующих курсов изрядно тускнеет.

Сейчас сертификат бизнес-тренера можно получить тремя способами: пройти обучение в специальной школе тренеров, в компании, которая самостоятельно сертифицирует своих и сторонних специалистов или после прохождения аттестации под контролем специальной экспертной комиссии. При этом зачастую встает вопрос: а являются ли профессионалами сами учителя? Безусловно, профессионалы в этой области примерно представляют себе уровень различных школ и специалистов, но для их клиентов все сертификаты, как правило, на одно лицо, поэтому им достаточно сложно определить, стоит ли доверять выданному ими свидетельству.

Как ещё можно определить уровень бизнес-тренера

Надо сказать, что помимо сертификата, который, как мы уже убедились, далеко не всегда должным образом отражает уровень бизнес-тренера, есть масса способов для определения профессионализма последнего. Причем многие из них наверняка смогут рассказать гораздо больше, чем непонятно кем и при каких условиях выданное свидетельство.

Во-первых, стоит обратить внимание на наличие и информативность сайта самой компании. Если у неё нет собственного ресурса вообще – это уже повод задуматься, ведь сегодня он является одним из главных инструментов организации, её виртуальной визитной карточкой и средством для обратной связи с заказчиками, иллюстрирующим, помимо всего прочего, уважение к клиентам. На сайте может быть отражена предлагаемая программа тренинга или даже отчеты об уже проведенных курсах в качестве примера, а также информация о клиентах – всё это будет весьма полезным для оценки качества предлагаемых услуг.

Во-вторых, информацию о компании можно получить со стороны, поискав отзывы о ней во всемирной паутине или пообщавшись с коллегами. При этом нужно уметь вычленять заслуживающие доверия данные, так как отдельный негатив вполне может исходить от конкурентов. Главным же свидетельством качества работы является мнение клиента – вот оно в первую очередь и должно интересовать, тем более что в наш век высоких технологий связаться напрямую с ними обычно несложно.

В-третьих, все точки над i должно расставить личное общение с представителем организации, предлагающей услуги обучения персонала. Настоящие профессионалы нередко предлагают провести пробный тренинг, который позволит более наглядно продемонстрировать не только их уровень, но и суть процесса. Вряд ли хорошим руководителям надо объяснять, что редко переписка или телефонный разговор, а также всевозможные свидетельства и грамоты заменят живое общение с партнером или клиентом. Только оно в полной мере позволяет понять, кто чего стоит на самом деле.